Амнезия. Alfa Romeo Spider
15 августа 2006
| Михаил ПОДОРОЖАНСКИЙ | Фото автора и фирмы Alfa Romeo
Да-да, вспоминаю: лучшим кабриолетом года была названа Alfa Romeo Spider, и было это на Женевском автосалоне. Помню, как на альфовском стенде собрались журналисты, помню, как вручали приз... А не запомнил сущую мелочь: как же выглядит Alfa Spider? А ведь ходил кругами, рассматривал… Сногсшибательную трехдверку Alfa Brera помню, «граненый» седан Alfa 159 помню. Но почему в зрительной памяти не зацепился образ открытой Альфы? Потому что память избирательна.
Потом я был на Сицилии и ездил на открытой Альфе. Много ездил. Мне даже удалось взять в попутчицы красавицу Кристину Силетто — даму, ответственную за разработку «больших» автомобилей концерна FIAT, в числе которых Fiat Croma, Alfa 159, Alfa Brera и, естественно, построенный на той же «тележке» кабриолет — Alfa Spider. В деталях помню наш разговор «за жизнь». О том, как Кристина научилась держаться с мужчинами на равных, о том, как засиживается до полуночи на работе, что ей хронически не хватает времени и сил почувствовать новые краски протекающей мимо жизни… Кристину помню, рыбаков на берегу моря помню. А вот Альфу... Alfa просто ехала. Вот перебираю фотографии, пытаюсь восполнить пробел…
Кристина Силетто — вот кто украсил «ездовую» презентацию новой Альфы на Сицилии. На плечах этой дамы — ответственность за разработку всех автомобилей концерна Fiat на «большой» платформе |
Формально, разработкой стиля кабриолета занималась знаменитая студия Pininfarina. Да и собирается Alfa Spider на принадлежащем Пининфарине заводе в Турине. Но если дизайн Альфы 159 и умопомрачительной Бреры разрабатывался в студии Джуджаро, то стилистам Пининфарины была отведена миссия поскромнее: не разработать открытый автомобиль практически «с нуля», как это не раз бывало раньше, а сделать кабриолет, взяв за основу «чужое» купе Alfa Brera. Естественно, с максимально возможной унификацией, чтобы уложиться в небольшой бюджет. «А нет ли у вас точно такого же, только без крыльев?»
И вот итог: унификация есть, а искры нет. Благо хоть оставили традиционный для кабриолетов матерчатый верх, а не взялись разрабатывать жесткую крышу-трансформер, что почти наверняка привело бы к несуразному удлинению задней части, как это уже случилось с французскими Peugeot и Renault, отмеченными индексом CC, что означает «купе-кабриолет». Зачем? Ведь кабриолет (впрочем, как и купе) покупают в первую очередь за то, что это красивый автомобиль, а вовсе не потому, что «два в одном». Причем чаще всего покупают люди, которые вполне могут позволить себе иметь не одну, а две машины, но чтобы каждая — не «две в одной», а именно «одна в одной». И чтобы каждая радовала глаз. Чтобы, закрыв дверь, через пять шагов было непреодолимое желание обернуться. Я закрывал Spider и не оборачивался. Потому что кабриолет вторичен — он «переделан» из Бреры и из Альфы 159.
Вы скажете, что подобные «переделки» типичны для индустрии и приведете добрый десяток примеров? Да, типичны. Но вспомним автомобили-предшественники: например, появившийся в 1994 году хищный, со злыми кругляшами-глазками Spider предыдущего поколения. На что он был похож? Только на купе Alfa GTV! Но и купе GTV, и кабриолет Spider были от начала до конца разработаны стилистами Пининфарины и не имели ничего общего с «пассажирскими» моделями того времени, будь то Alfa 156, Alfa 146 или большая Alfa 166! Если, конечно, не считать альфовского «клюва» и круглой эмблемы. И получилось здорово.
Вместе с художественным редактором Авторевю Натальей Якуниной мы рассматриваем фотографии для этой статьи. Она, как обычно, уже прочитала заготовку текста. «Но это же очень красивая машина. И тебе она не понравилась?» Наташенька! Я всецело доверяю твоему вкусу. Но из-за того что торговые менеджеры Альфы столь бездарно упустили российский рынок, ты так и не увидела живьем альфовскую Бреру! Считай, что Alfa Brera снесла мне крышу, отсюда и приступ амнезии…
Процесс складывания-раскладывания крыши автоматизирован полностью, но на ходу этим заниматься нельзя: нужно остановиться и затянуть «ручник» |
Моторов два, оба бензиновые, и каждый уже знаком по моделям 159 и Brera: четырехцилиндровый (2.2 JTS, 185 л.с.) и поступающая морем из Австралии V-образная «шестерка» (3,2 л, 260 л.с.). Дизелей нет, равно как и автоматических коробок: только шестиступенчатая «механика». Хотя «автомат» этой Альфе в самую масть — Альфа обуржуазилась. Да, звук «шестерки» по-прежнему радует сочным утробным «низом», но его тоскливо-правильный характер скорее бы подошел Мерседесу, нежели Альфе: хочешь — переходи со второй на третью на 2000 об/мин, хочешь — на шести тысячах... Мотор тянет себе и тянет: 90% крутящего момента — от 1800 до 6200 об/мин. Дурного слова не скажешь. Не скажешь его и о коробке передач. Казалось бы, славно: раз все манипуляции совершаются чуть ли не на подсознательном уровне, не требуя концентрации внимания, то инженеры и эргономисты поработали на славу. Да, на славу! Но при одном условии: если бы они работали на корейцев, китайцев или американцев. Браво, ребята! Вы сделали автомобиль, в котором ничто не раздражает! Но от Альфы, черт подери, я все еще жду иного. Чтобы каждое переключение — событие, каждый поворот — победа, каждый взгляд — любовь! Увы. Ни любви, ни событий, ни побед. Справа прекрасная дама, слева — горы, сверху — солнце, а мне и в голову не приходит до звона выкрутить вторую передачу, в легком скольжении пройти поворот, рвануть на выходе… А ведь на кабриолетах с «шестерками» — полный привод, и большая часть момента подается на задок. Но нет куража, хоть ты тресни!
Передняя часть салона практически та же, что у купе Alfa Romeo Brera. В багажнике и за спинками сидений хоть и осталось место для поклажи, но даже небольшой чемодан, с которым пускают в салон самолета, пристроить будет непросто |
Словно почувствовав, о чем я молчу, Кристина предложила сменить Альфу с шестицилиндровым мотором на ту, что с «четверкой»: «Мне кажется, она живее, вам будет интереснее…»
Интереснее. По крайней мере на горной дороге. С потерей двух цилиндров, дифференциала Torsen, а вместе с ними и 160 утяжеляющих килограммов открытая Alfa стала проявлять что-то похожее на темперамент. В отличие от сытого ворчания «шестерки», в звуке мотора уже появился намек на ярость, а своим острым носом Альфа начала вынюхивать повороты не как зажравшийся кот, но как зрелый хищник, точными и выверенными движениями. А то, что вместе с весом исчезли еще и 75 «лошадок», почти две секунды в разгоне до сотни и привод на задние колеса — не беда. «Дело не в деньгах и не в количестве женщин…» Дело в ощущениях. И они наконец появились.
Я уже замечаю, что по сравнению с предыдущим «спайдером» стало меньше «кабриолетных» скрипов, что кузов почти перестал «дышать» на неровностях, что реакции стали точнее, что в поворотах можно ехать гораздо смелее, не опасаясь, что задняя ось вдруг провалится в занос. Я замечаю, что все панели подогнаны на совесть, а фактура и качество отделочных материалов под стать лучшим немецким машинам… И говорю об этом Кристине. Она довольна: «Вы же знаете, мы планировали провести эту презентацию на пару месяцев раньше, даже разослали приглашения, а потом отменили. Решили, что хватит нам извиняться за то, что, мол, это автомобили из первых, отладочных партий, а позже мы все доведем до ума. Мы решили, что сразу все сделаем как надо».
Они действительно сделали все как надо: Alfa Spider воспринимается как добротный, хорошо оснащенный автомобиль, который вполне стоит свои 45 или, за дорогие версии, даже 55 тысяч евро. И ломаться он, скорей всего, будет не так часто, как Альфы-предшественницы. Но…
Я в десятый раз перелистываю пухленький буклет пресс-релиза. На трех страницах — описание принципа работы и достоинств системы Bluetooth, названия форматов аудиофайлов, которые прямо с мобильника или через USB-порт могут быть воспроизведены динамиками знаменитой американской фирмы Bose: mp3, WMA, WAP… Но внимание рассеивается. Я уже думаю о том, что антиглобалистам неплохо бы создать «автомобильное» подразделение. Сторонников и сочувствующих будет не меньше, чем у нашей Партии автомобилистов. Уж одного-то я точно знаю. Глядишь, и приступов амнезии будет меньше, а Альфа останется итальянской Альфой.
Наивно, но помечтать приятно.
P.S. Похоже, лед тронулся. Накануне отправки этого номера в печать пришло известие, что крупная россйиская компания Major-Auto стала импортером автомобилей Alfa Romeo. В ближайшее время планируется открыть три дилерских центра — два в Москве и один в Санкт-Петербурге. В шоу-румах появятся и Alfa Brera, и Alfa Spider.
Alfa Romeo Spider (данные производителя) | ||
Модификация | 2.2 JTS | 3.2 V6 Q4 |
Тип кузова | кабриолет | кабриолет |
Число мест | 2 | 2 |
Длина, мм | 4393 | 4393 |
Ширина, мм | 1830 | 1830 |
Высота, мм | 1318 | 1318 |
Колесная база, мм | 2528 | 2528 |
Колея спереди/сзади, мм | 1579/1559 | 1579/1559 |
Объем багажника, л | 235 | 235 |
Снаряженная масса, кг | 1530 | 1690 |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском | бензиновый, с непосредственным впрыском |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 6, V-образно |
Рабочий объем, см³ | 2198 | 3195 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 86,0/94,6 | 89,0/85,6 |
Степень сжатия | 11,3 | 11,25 |
Число клапанов | 16 | 24 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 185/136/6500 | 260/191/6200 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 230/4500 | 322/4500 |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | механическая ,6-ступенчатая |
Передаточные числа | ||
I | 3,82 | 3,92 |
II | 2,35 | 2,04 |
III | 1,57 | 1,37 |
IV | 1,15 | 1,05 |
V | 0,94 | 0,85 |
VI | 0,86 | 0,75 |
Задний ход | 3,55 | 3,77 |
Главная передача | 4,18 | 3,9 |
Привод | передний | полный |
Передняя подвеска | независимая, на двойных поперечных рычагах | независимая, на двойных поперечных рычагах |
Задняя подвеска | независимая, многорычажная | независимая, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые, вентилируемые |
Шины | 215/55 R16 | 225/50 R17 |
Максимальная скорость, км/ч | 217 | 235 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 8,8 | 7 |
Расход топлива, л/100 км | ||
городской цикл | 13 | 16,9 |
загородный цикл | 7,3 | 8,4 |
смешанный цикл | 9,4 | 11,5 |
Емкость топливного бака, л | 70 | 70 |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 |
Источник: АвтоРЕВЮ