15 августа 2006 •

| Михаил ПОДОРОЖАНСКИЙ | Фото автора и фирмы Alfa Romeo

Да-да, вспоминаю: лучшим кабриолетом года была названа Alfa Romeo Spider, и было это на Женевском автосалоне. Помню, как на альфовском стенде собрались журналисты, помню, как вручали приз... А не запомнил сущую мелочь: как же выглядит Alfa Spider? А ведь ходил кругами, рассматривал… Сногсшибательную трехдверку Alfa Brera помню, «граненый» седан Alfa 159 помню. Но почему в зрительной памяти не зацепился образ открытой Альфы? Потому что память избирательна.

Потом я был на Сицилии и ездил на открытой Альфе. Много ездил. Мне даже удалось взять в попутчицы красавицу Кристину Силетто — даму, ответственную за разработку «больших» автомобилей концерна FIAT, в числе которых Fiat Croma, Alfa 159, Alfa Brera и, естественно, построенный на той же «тележке» кабриолет — Alfa Spider. В деталях помню наш разговор «за жизнь». О том, как Кристина научилась держаться с мужчинами на равных, о том, как засиживается до полуночи на работе, что ей хронически не хватает времени и сил почувствовать новые краски протекающей мимо жизни… Кристину помню, рыбаков на берегу моря помню. А вот Альфу... Alfa просто ехала. Вот перебираю фотографии, пытаюсь восполнить пробел…

Кристина Силетто — вот кто украсил «ездовую» презентацию новой Альфы на Сицилии. На плечах этой дамы — ответственность за разработку всех автомобилей концерна Fiat на «большой» платформе

Формально, разработкой стиля кабриолета занималась знаменитая студия Pininfarina. Да и собирается Alfa Spider на принадлежащем Пининфарине заводе в Турине. Но если дизайн Альфы 159 и умопомрачительной Бреры разрабатывался в студии Джуджаро, то стилистам Пининфарины была отведена миссия поскромнее: не разработать открытый автомобиль практически «с нуля», как это не раз бывало раньше, а сделать кабриолет, взяв за основу «чужое» купе Alfa Brera. Естественно, с максимально возможной унификацией, чтобы уложиться в небольшой бюджет. «А нет ли у вас точно такого же, только без крыльев?»

И вот итог: унификация есть, а искры нет. Благо хоть оставили традиционный для кабриолетов матерчатый верх, а не взялись разрабатывать жесткую крышу-трансформер, что почти наверняка привело бы к несуразному удлинению задней части, как это уже случилось с французскими Peugeot и Renault, отмеченными индексом CC, что означает «купе-кабриолет». Зачем? Ведь кабриолет (впрочем, как и купе) покупают в первую очередь за то, что это красивый автомобиль, а вовсе не потому, что «два в одном». Причем чаще всего покупают люди, которые вполне могут позволить себе иметь не одну, а две машины, но чтобы каждая — не «две в одной», а именно «одна в одной». И чтобы каждая радовала глаз. Чтобы, закрыв дверь, через пять шагов было непреодолимое желание обернуться. Я закрывал Spider и не оборачивался. Потому что кабриолет вторичен — он «переделан» из Бреры и из Альфы 159.

Вы скажете, что подобные «переделки» типичны для индустрии и приведете добрый десяток примеров? Да, типичны. Но вспомним автомобили-предшественники: например, появившийся в 1994 году хищный, со злыми кругляшами-глазками Spider предыдущего поколения. На что он был похож? Только на купе Alfa GTV! Но и купе GTV, и кабриолет Spider были от начала до конца разработаны стилистами Пининфарины и не имели ничего общего с «пассажирскими» моделями того времени, будь то Alfa 156, Alfa 146 или большая Alfa 166! Если, конечно, не считать альфовского «клюва» и круглой эмблемы. И получилось здорово.

Вместе с художественным редактором Авторевю Натальей Якуниной мы рассматриваем фотографии для этой статьи. Она, как обычно, уже прочитала заготовку текста. «Но это же очень красивая машина. И тебе она не понравилась?» Наташенька! Я всецело доверяю твоему вкусу. Но из-за того что торговые менеджеры Альфы столь бездарно упустили российский рынок, ты так и не увидела живьем альфовскую Бреру! Считай, что Alfa Brera снесла мне крышу, отсюда и приступ амнезии…

Процесс складывания-раскладывания крыши автоматизирован полностью, но на ходу этим заниматься нельзя: нужно остановиться и затянуть «ручник»

Моторов два, оба бензиновые, и каждый уже знаком по моделям 159 и Brera: четырехцилиндровый (2.2 JTS, 185 л.с.) и поступающая морем из Австралии V-образная «шестерка» (3,2 л, 260 л.с.). Дизелей нет, равно как и автоматических коробок: только шестиступенчатая «механика». Хотя «автомат» этой Альфе в самую масть — Альфа обуржуазилась. Да, звук «шестерки» по-прежнему радует сочным утробным «низом», но его тоскливо-правильный характер скорее бы подошел Мерседесу, нежели Альфе: хочешь — переходи со второй на третью на 2000 об/мин, хочешь — на шести тысячах... Мотор тянет себе и тянет: 90% крутящего момента — от 1800 до 6200 об/мин. Дурного слова не скажешь. Не скажешь его и о коробке передач. Казалось бы, славно: раз все манипуляции совершаются чуть ли не на подсознательном уровне, не требуя концентрации внимания, то инженеры и эргономисты поработали на славу. Да, на славу! Но при одном условии: если бы они работали на корейцев, китайцев или американцев. Браво, ребята! Вы сделали автомобиль, в котором ничто не раздражает! Но от Альфы, черт подери, я все еще жду иного. Чтобы каждое переключение — событие, каждый поворот — победа, каждый взгляд — любовь! Увы. Ни любви, ни событий, ни побед. Справа прекрасная дама, слева — горы, сверху — солнце, а мне и в голову не приходит до звона выкрутить вторую передачу, в легком скольжении пройти поворот, рвануть на выходе… А ведь на кабриолетах с «шестерками» — полный привод, и большая часть момента подается на задок. Но нет куража, хоть ты тресни!

Передняя часть салона практически та же, что у купе Alfa Romeo Brera. В багажнике и за спинками сидений хоть и осталось место для поклажи, но даже небольшой чемодан, с которым пускают в салон самолета, пристроить будет непросто

Словно почувствовав, о чем я молчу, Кристина предложила сменить Альфу с шестицилиндровым мотором на ту, что с «четверкой»: «Мне кажется, она живее, вам будет интереснее…»

Интереснее. По крайней мере на горной дороге. С потерей двух цилиндров, дифференциала Torsen, а вместе с ними и 160 утяжеляющих килограммов открытая Alfa стала проявлять что-то похожее на темперамент. В отличие от сытого ворчания «шестерки», в звуке мотора уже появился намек на ярость, а своим острым носом Альфа начала вынюхивать повороты не как зажравшийся кот, но как зрелый хищник, точными и выверенными движениями. А то, что вместе с весом исчезли еще и 75 «лошадок», почти две секунды в разгоне до сотни и привод на задние колеса — не беда. «Дело не в деньгах и не в количестве женщин…» Дело в ощущениях. И они наконец появились.

Я уже замечаю, что по сравнению с предыдущим «спайдером» стало меньше «кабриолетных» скрипов, что кузов почти перестал «дышать» на неровностях, что реакции стали точнее, что в поворотах можно ехать гораздо смелее, не опасаясь, что задняя ось вдруг провалится в занос. Я замечаю, что все панели подогнаны на совесть, а фактура и качество отделочных материалов под стать лучшим немецким машинам… И говорю об этом Кристине. Она довольна: «Вы же знаете, мы планировали провести эту презентацию на пару месяцев раньше, даже разослали приглашения, а потом отменили. Решили, что хватит нам извиняться за то, что, мол, это автомобили из первых, отладочных партий, а позже мы все доведем до ума. Мы решили, что сразу все сделаем как надо».

Они действительно сделали все как надо: Alfa Spider воспринимается как добротный, хорошо оснащенный автомобиль, который вполне стоит свои 45 или, за дорогие версии, даже 55 тысяч евро. И ломаться он, скорей всего, будет не так часто, как Альфы-предшественницы. Но…

Я в десятый раз перелистываю пухленький буклет пресс-релиза. На трех страницах — описание принципа работы и достоинств системы Bluetooth, названия форматов аудиофайлов, которые прямо с мобильника или через USB-порт могут быть воспроизведены динамиками знаменитой американской фирмы Bose: mp3, WMA, WAP… Но внимание рассеивается. Я уже думаю о том, что антиглобалистам неплохо бы создать «автомобильное» подразделение. Сторонников и сочувствующих будет не меньше, чем у нашей Партии автомобилистов. Уж одного-то я точно знаю. Глядишь, и приступов амнезии будет меньше, а Альфа останется итальянской Альфой.

Наивно, но помечтать приятно.

P.S. Похоже, лед тронулся. Накануне отправки этого номера в печать пришло известие, что крупная россйиская компания Major-Auto стала импортером автомобилей Alfa Romeo. В ближайшее время планируется открыть три дилерских центра — два в Москве и один в Санкт-Петербурге. В шоу-румах появятся и Alfa Brera, и Alfa Spider.

Alfa Romeo Spider (данные производителя)
Модификация 2.2 JTS 3.2 V6 Q4
Тип кузова кабриолет кабриолет
Число мест 2 2
Длина, мм 4393 4393
Ширина, мм 1830 1830
Высота, мм 1318 1318
Колесная база, мм 2528 2528
Колея спереди/сзади, мм 1579/1559 1579/1559
Объем багажника, л 235 235
Снаряженная масса, кг 1530 1690
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском бензиновый, с непосредственным впрыском
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 6, V-образно
Рабочий объем, см³ 2198 3195
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 86,0/94,6 89,0/85,6
Степень сжатия 11,3 11,25
Число клапанов 16 24
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 185/136/6500 260/191/6200
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 230/4500 322/4500
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая механическая ,6-ступенчатая
Передаточные числа  
I 3,82 3,92
II 2,35 2,04
III 1,57 1,37
IV 1,15 1,05
V 0,94 0,85
VI 0,86 0,75
Задний ход 3,55 3,77
Главная передача 4,18 3,9
Привод передний полный
Передняя подвеска независимая, на двойных поперечных рычагах независимая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, многорычажная независимая, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые, вентилируемые
Шины 215/55 R16 225/50 R17
Максимальная скорость, км/ч 217 235
Время разгона 0—100 км/ч, с 8,8 7
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 13 16,9
загородный цикл 7,3 8,4
смешанный цикл 9,4 11,5
Емкость топливного бака, л 70 70
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95

Источник: АвтоРЕВЮ